Итоговое собеседование

Итоговое собеседование для выпускников 9-х классов всех школ пройдет 8 февраля 2023 года (п. 16 Порядка ГИА-9). От результата собеседования зависит, допустят ученика к ГИА или нет. Педагоги оценят ответы школьников по системе «зачет»/«незачет». Ученики, которые получили «незачет», пропустили или не завершили итоговое собеседование по уважительным причинам, могут пройти собеседование 15 марта или 15 мая (п. 20 Порядка ГИА-9).
В 2022/23 учебном году КИМ и критерии оценки итогового собеседования остались без изменений. Описание заданий, которые выполнят школьники на итоговом собеседовании, смотрите в таблице.
Задания итогового собеседования – 2023
№ | Содержание задания | Время на подготовку | Время на ответ |
1 | Прочитать вслух небольшой текст | 2 минуты | 2 минуты |
2 | Пересказать текст из задания 1 и дополнить его высказыванием | 2 минуты | 3 минуты |
3 | Выбрать один из трех вариантов монолога:
| 1 минута | 3 минуты |
4 | Поучаствовать в диалоге по теме задания 3 | 0 минут | 3 минуты |
Итоговые собеседования девятиклассники проходят в своих школах. Ответ ученика записывают на аудио. На собеседовании проверяют, способен ли ученик:
- различать стили речи;
- излагать свои мысли в устной форме свободно и правильно, соблюдать логичность, последовательность и связность высказывания;
- выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;
- выбирать и использовать языковые средства, которые соответствуют теме, целям, сфере и ситуации общения;
- использовать различные виды монолога: повествование, описание, рассуждение;
- применять различные виды диалога: этикетный, расспрос, побуждение к действию, обмен мнениями;
- соблюдать орфоэпические, речевые, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Раздел 1. Выразительное чтение
Типичные ошибки учеников в разделе «Выразительное чтение»
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
Не умеют расставлять смысловые акценты во время чтения. Не обращают внимания на знаки препинания и абзацное членение текста | Повторить роль знаков препинания в устной речи и их влияние на интонацию. Повторить значение абзацев в тексте. Повторить тему «Ударение». Ввести на уроках обязательное чтение текстов вслух |
Допускают орфоэпические ошибки, в том числе в словах, в которых стоит знак ударения | Повторить орфоэпические правила. Повторить словарные слова из раздела учебника «Произноси правильно» |
Искажают имена собственные, термины, научную лексику | Повторить тему «Лексикология». Провести интегрированные уроки с учителями истории, обществознания, географии, биологии, химии, физики |
Неверно склоняют числительные | Повторить правила по теме «Числительное» из курса 6-го класса, попрактиковаться в склонении числительных |
Раздел 2. Пересказ с включением дополнительной информации
Типичные ошибки учеников в разделе «Пересказ с включением дополнительной информации»
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
Не умеют выделять микротемы текста, делить текст на смысловые части | Предложить ученикам разделить сплошной текст на абзацы и обосновать выбор. Интегрировать задания на поиск микротем в уроки литературы. Включить в урочную деятельность обязательный пересказ художественных и публицистических текстов |
Допускают фактические ошибки | Отрабатывать на уроках навыки смыслового чтения |
Невнимательно читают текст, не запоминают информацию, путаются или неправильно понимают части текста | Включить в уроки упражнения с вопросами по содержанию текста |
Вместо подробного делают сжатый пересказ | Повторить виды пересказа. Отрабатывать на уроках структуру и особенности подробного пересказа. Повторить разные виды опорных планов для подробного пересказа текста |
Не умеют логично включить высказывание в пересказ. Либо совсем не включают, либо включают неправильно | Повторить способы цитирования. Напомнить девятиклассникам, что цитату, которую необходимо включить в пересказ, они могут прочитать с листа – заучивать ее не нужно. Отрабатывать на уроках способы включения цитат в подробный пересказ с учетом микротем |
Раздел 3. Монологическая речь
Типичные ошибки учеников в разделе «Монологическая речь»
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
Не умеют последовательно строить монологическое высказывание с опорой на вопросы | Повторить строение и применение вопросного плана. Отрабатывать монологическую речь по вопросному плану на уроках |
Односложно отвечают на вопросы из задания вместо создания цельного текста | Напомнить выпускникам, что вопросы к заданию – опорный план, по которому нужно построить связное высказывание. Отрабатывать на уроках составление монолога по вопросному плану |
Допускают речевые ошибки из-за бедного словарного запаса, делают много неоправданных пауз в речи | Организовать работу девятиклассников в компьютерном классе с микрофонами и наушниками. Важно, чтобы они записывали свои ответы на диктофон, прослушивали их и анализировали |
Готовят короткое монологическое высказывание из 3–5 фраз | Напомнить выпускникам про критерий оценки М1 «Выполнение коммуникативной задачи», по которому ученик получит балл, только если приведет не менее 10 фраз по теме |
Опорные карточки для подготовки учеников к итоговому собеседованию

Раздел 4. Диалогическая речь
Задания для работы в парах
Задание 1. Ваш друг только что вернулся из интересного путешествия. Расспросите его о поездке. Составьте диалог с соседом по парте.
Задание 2. Расскажите о подготовке школьного проекта. Не забудьте отметить:
- в каком научном мероприятии вы участвовали;
- какие исследования проводили;
- что нового узнали;
- какой опыт получили.
Задание 3. Обсудите вопрос «Что лучше – книга или фильм?». Расскажите:
- что лучше: прочитать книгу или посмотреть экранизацию;
- какие преимущества есть у книги;
- какими возможностями обладает кино;
- может ли просмотр фильма заменить чтение книги.
Посоветуйте своим сверстникам, как лучше знакомиться с классическими произведениями.
Вопросы на карточках экзаменатора-собеседника побуждают ученика дать развернутый ответ. Избегайте односложных ответов: «да», «нет», «конечно», «возможно». Чтобы ответ не получился односложным, используйте сложноподчиненные конструкции: «потому что», «так как», «если».
Избегайте категоричности. Здесь помогут вводные конструкции: «могу предположить», «я думаю», «как мне кажется», «по-видимому», «с моей точки зрения». Если ответ включает рассуждение, используйте слова: «во-первых», «во-вторых», «наконец».
Памятка «Что важно знать девятикласснику про итоговое собеседование»
1. Почему сдают. «Зачет» за итоговое собеседование – условие допуска к ОГЭ.
2. Когда проводят. Во вторую среду февраля – 08.02.2023. Пересдают в дополнительные сроки: вторая рабочая среда марта (15.03.2023) и первый рабочий понедельник мая (15.05.2023).
3. Какие задания выполняют на итоговом собеседовании. Четыре задания: прочитать текст вслух, пересказать прочитанный текст, дополнить его высказыванием, подготовить монолог по выбранной теме и поучаствовать в диалоге с экзаменатором-собеседником.
4. Где, когда сдавать и как оценят. Итоговое собеседование проходит в школе, где учатся девятиклассники, или другом месте, которое определили региональные власти. Итоговое собеседование начинается с 9:00. Во время ответа экзаменатор ведет аудиозапись. Итоговое собеседование проверяет навыки спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится не больше двух минут. Все собеседование займет 15–16 минут. Оценят по системе «зачет/незачет».
5. Кто принимает и оценивает. Проводит собеседование с учеником экзаменатор-собеседник. Оценивает ответ экзаменатор-эксперт во время собеседования или после него по аудиозаписи.
Задание 1. Ваш друг только что вернулся из интересного путешествия. Расспросите его о поездке. Составьте диалог с соседом по парте.
Задание 2. Расскажите о подготовке школьного проекта. Незабудьтеотметить:
- в каком научном мероприятии вы участвовали;
- какиеисследованияпроводили;
- чтоновогоузнали;
- какойопытполучили.
Задание 3. Обсудите вопрос «Что лучше – книга или фильм?». Расскажите:
- что лучше: прочитать книгу или посмотреть экранизацию;
- какие преимущества есть у книги;
- какимивозможностямиобладаеткино;
- может ли просмотр фильма заменить чтение книги.
Посоветуйте своим сверстникам, как лучше знакомиться с классическими произведениями.
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
Не умеют выделять микротемы текста, делить текст на смысловые части | Предложить ученикам разделить сплошной текст на абзацы и обосновать выбор. Интегрировать задания на поиск микротем в уроки литературы. Включить в урочную деятельность обязательный пересказ художественных и публицистических текстов |
Допускают фактические ошибки | Отрабатывать на уроках смысловое чтение |
Невнимательно читают текст, не запоминают информацию, путаются или неправильно понимают части текста | Включить в уроки упражнения с вопросами к тексту |
Вместо подробного делают сжатый пересказ | Повторить виды пересказа. Отрабатывать на уроках структуру и особенности подробного пересказа. Повторить разные виды опорных планов для подробного пересказа текста |
Не умеют логично включить высказывание в пересказ. Либо совсем не включают, либо включают неправильно | Повторить способы цитирования в речи. Напомнить девятиклассникам, что цитату, которую необходимо включить в пересказ, они могут прочитать с листа – заучивать ее не нужно. Отрабатывать на уроках способы включения цитат в подробный пересказ с учетом микротем |
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
Не умеют расставлять смысловые акценты во время чтения. Не обращают внимание на знаки препинания и абзацное членение текста | Повторить роль знаков препинания в устной речи и их влияние на интонацию. Повторить значение абзацев в тексте. Повторить тему «Ударение». Ввести на уроках обязательное чтение текстов вслух |
Допускают орфоэпические ошибки, в том числе в словах, в которых стоит знак ударения | Повторить орфоэпические правила. Повторить словарные слова из раздела учебника «Произноси правильно» |
Искажают имена собственные, термины, научную лексику | Повторить тему «Лексикология». Провести интегрированные уроки с учителями истории, обществознания, географии, биологии, химии, физики |
Склоняют числительные неверно | Повторить правила по теме «Числительное» из курса 6-го класса, попрактиковаться в склонении числительных |
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
Не умеют последовательно строить монологическое высказывание с опорой на вопросы | Повторить строение и применение вопросного плана. Отрабатывать монологическую речь по вопросному плану на уроках |
Односложно отвечают на вопросы из задания вместо создания цельного текста | Напомнить выпускникам, что вопросы к заданию – опорный план, по которому нужно построить связное высказывание. Отрабатывать на уроках составление монолога по вопросному плану |
Допускают речевые ошибки из-за бедного словарного запаса, делают много неоправданных пауз в речи | Организовать работу девятиклассников в компьютерном классе с микрофонами и наушниками. Чтобы они записывали свои ответы на диктофон, прослушивали их и анализировали |
Готовят короткое монологическое высказывание из 3–5 фраз | Напомнить выпускникам про критерий оценки М1 «Выполнение коммуникативной задачи», по которому ученик получит балл, только если приведет не менее 10 высказываний по теме |